Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Cвобода группы / профессиональное самоопределение / молодежь. / Group freedom / professional self-determination / youth.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Г. Н.

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования социально-психологических особенностей профессионального самоопределения обучающихся на этапе профессиональной подготовки. Исследование проводилось в рамках концепции свободы группы. Впервые сделана попытка изучения влияния большой социальной группы на профессиональное самоопределение. Реконструктивным анализом показаны веер свобод и формирование группового сознания на предмет выбора личностью своей будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF MODERN YOUTH

The article presents the results of a theoretical and empirical study of the sociopsychological characteristics of professional self-determination of students at the stage of professional training. The study was conducted within the framework of the concept of freedom of the group. For the first time, an attempt was made to study the influence of a large social group on professional self-determination. Reconstructive analysis shows that the fan of freedoms and the formation of group consciousness on the subject of a person's choice of his future profession.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 159.9:316.35

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2023 Г. Н. Ларина

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии e-mail galka. larina @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования социально-психологических особенностей профессионального самоопределения обучающихся на этапе профессиональной подготовки. Исследование проводилось в рамках концепции свободы группы. Впервые сделана попытка изучения влияния большой социальной группы на профессиональное самоопределение. Реконструктивным анализом показаны веер свобод и формирование группового сознания на предмет выбора личностью своей будущей профессии.

Ключевые слова: свобода группы, профессиональное самоопределение, молодежь.

THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

OF MODERN YOUTH

© 2023 G. N. Larina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology e-mail galka.larina@yandex.ru

Kursk State University

The article presents the results of a theoretical and empirical study of the socio-psychological characteristics of professional self-determination of students at the stage of professional training. The study was conducted within the framework of the concept of freedom of the group. For the first time, an attempt was made to study the influence of a large social group on professional self-determination. Reconstructive analysis shows that the fan of freedoms and the formation of group consciousness on the subject of a person's choice of his future profession.

Key words: group freedom, professional self-determination, youth.

Главным компонентом личности является свобода, которая наиболее ярко проявляется в кризисные моменты жизни. Одним из таковых моментов является выбор будущего, выбор, который характеризуется ответственностью и кратковременностью ситуации. Выбор своей профессии приобретает особую актуальность в сложных социальных и геополитических условиях. Современная молодежь переживает уникальные времена - всемирная пандемия опасного вируса неизвестного генеза, повлекшего за собой не только перестройку всей жизнедеятельности человека, но и мгновенную трансформацию мировой экономики, а следом за ней и профессиональной деятельности. Осознавая уникальность исторических событий, мы решили провести теоретико-эмпирическое исследование структуры профессионального определения современной молодежи с целью разработки социально-психологических

рекомендаций психологической помощи. Теоретической основой исследования выступила социально-психологическая концепция свободы группы Курской научной школы, в частности ее положение о том, что ведущую роль в оптимизации профессиональной ориентации молодежи играют группы (малые и большие), членами которых она является. Организуя с данными группами определенную работу, улучшая свободу этих групп, мы сможем оптимизировать профессиональное самоопределение каждой личности. При этом решали и другую научную задачу - на теоретико-эмпирическом уровне исследовать и понять эвристические возможности нашей концепции на другом объекте социальной психологии.

Анализ исторических источников показывает, что одной из главных детерминант профессионального самоопределения является свобода большой социальной группы, мы имеем в виду государство. Для данного исследования мы изучили особенности профессионального самоопределения в нашем государстве. Для анализа был выбран период Российской империи и советский период.

Данные о профессиональных учебных заведениях, которые действовали в Российской империи, печатались в журналах, доступных населению. То есть любой человек, имеющий базовое основное образование даже приходской школы и желание получить профессию, мог узнать, куда ему можно пойти получить образование по выбранной профессии. Имеются данные о первых профессиональных консультациях, которые проводили профессора высших учебных заведений, целью которых была помощь в выборе факультета. Далее этот опыт был перенесен в гимназии и лицеи.

В молодой советской России был создана целая система трудового воспитания, начинавшаяся еще с дошкольного возраста, вершиной которой было создание института научной организации труда. Целью института стало научное изучение всех видов профессиональной деятельности, их систематизация. Были обоснованы требования к ней, выявлены оптимальные условия труда, призванные максимально сохранить физическое и психическое здоровье человека.

В 60-е гг. ХХ в. была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР, открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве, был организован научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР.

Проведенный анализ позволяет нам убедиться в том, что существует определенная зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения от уровня реальной свободы выбора для большинства населения данного общества, который является механизмом реализации групповой свободы. А это означает, что сама профориентация и конкретные методы профориентационной помощи должны планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства. Другими словами, формирование свободы группы общества в целом способствует профессиональному самоопределению.

Исследование проводилось в непростой период распространения пандемии коронавируса. Это ситуация изменила жизнедеятельность многих стран на всех континентах, повлекла за собой социально-экономические трансформации общественной жизни и организации производства.

Программа по изучению профессионального самоопределения современной молодежи была представлена методическим блоком, включающим классические методики отечественных и зарубежных исследователей данной проблемы, авторскими, которые были созданы на основе существующих, а также на основе данных, полученных нами в предыдущих исследованиях [3; 4].

Ларина Г. Н. Структура профессионального самоопределения современной молодежи

Профессиональное самоопределение мы представляем как трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный, эмотивный и поведенческий компоненты. Ниже в таблице представлена сводная информация о том, какие критерии в каждом из этих компонентов и с помощью каких методик мы изучали.

Диагностический инструментарий профессионального самоопределения молодежи

Компоненты Критерии Методики

1 2 3

Эмотивный Эмоционально -ценностное отношение к осуществлению профессионального выбора Устойчивость и четкость профессиональных целей Ориентация на поиск путей проектирования траектории личностного и профессионального развития Анкета мотивов выбора профессии (Е.А. Климов) ДДО (Е.А. Климов) Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов)

Когнитивный Знания о мире профессий, востребованных современным рынком труда и его составляющих Представления о собственных способностях и возможностях в аспекте интересующей старшеклассника профессиональной деятельности А.Е. Голомштока Карта интересов в модификации Г. Резапкиной Тест Дж. Голланда (Холланда) на определение профессионального типа личности (модификация Г.В. Резапкиной)

Поведенческий Готовность к выбору профессии С амостоятельность профессионального выбора Опросник для определения профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова) Авторская проективная методика «Я и моя профессия»

Выборка исследования: 367 человек, из них обучающиеся 9-11-х классов школы г. Курска - 181 человек, студентов ссузов 1 курса - 186 человек. Возраст испытуемых -15-17 лет. Среди них 212 девушек и 155 юношей. Обучающиеся проживают в разных районах города Курска.

Данное исследование проводилось в 2020-2022 гг. с помощью онлайн-и бланкового анкетирования (Анкета мотивов выбора профессии (Е.А. Климов); ДДО (Е.А. Климов); Методика изучения статусов профессиональной идентичности -А.А. Азбель, А.Г. Грецов и др.), а также методов наблюдения и личностной беседы. Бланковые ответы были переведены в гугл-формы.

Современная молодежь не имеет прочных профессиональных целей и планов. Возможно, они и не пытаются их сформировать, встроить варианты своего профессионального развития. Также можно увидеть, что обучающиеся не размышляют о профессиональном будущем, не примеряют на себя различные профессиональные роли, не стремятся осознавать профессиональную принадлежность, редко задумываются, кем бы хотели быть в будущем.

В связи с быстро изменяющимися миром профессий и сменяемостью приоритетов в экономическом плане молодые люди ориентируется в своей жизни текущими желаниями, не осознавая важность выбора будущей профессии. Это демонстрирует нам узость границ их личностного сознания, а следовательно, и их личностной свободы. Мы связываем это с нечеткостью ядра представлений о свободе. Представляется важным включать молодежь в совместную групповую деятельность, главной целью которой будет жизнедеятельность по оптимизации групповой свободы.

Это позволит не только структурировать ядро личностных представлений о свободе, но и совершенствовать в соответствии с сегодняшними социально-экономическими реалиями компоненты профессионального самоопределения.

Главным ядром личностных представлений о свободе мы считаем духовно-нравственные ценности, которые позволят молодежи выстроить четкую структуру приоритетов выбора будущей профессии.

Для оптимизации когнитивного компонента профессионального самоопределения представляется важным проведение консультативно-просветительских профессиональных проектов с элементами включенности в совместную трудовую деятельность. Это позволит посредством включения всех уровней личностной деятельности (психофизиологических функций, операций и действий) выявить индивидуальные способности и конкретизировать представления об их дальнейшей реализации в качестве основных в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, в ходе исследования мы выявили структуру профессионального самоопределения современной молодежи, которая представлена когнитивным, эмотивным и поведенческим компонентами. Полученные результаты дают возможность разработать психологические рекомендации для молодежи, а также специалистов, которые с ней работают. Эти рекомендации предполагают создание системы психологической помощи через различные формы психологического консультирования, психологического просвещения, а также психологического развития системы представлений о своей личности (способностях, интересах, мотивах и т.п.) и возможностях личностной реализации в условиях современного общества. В качестве основы такой помощи можно предложить форму психологического клуба, которая успешно зарекомендовала себя на протяжении более двадцати лет жизнедеятельности в сложных социально-экономических трансформациях [1; 2].

Мы также реализовали частную задачу нашей концепции - получили интересные результаты о возможностях исследования свободы больших социальных групп. Эти данные требуют дальнейшего анализа посредством выделения новых направлений социально-психологических исследований.

Библиографический список

1. Ларина, Г. Н. Профессионально-ориентированное волонтерство психологическом образовании (на примере студенческого психологического клуба КГУ «Бумеранг» / Г. Н. Ларина // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 10-11 апреля 2020 г. / Севастопольский государственный университет; составитель В.В. Головин. - Севастополь: РИБЕСТ, 2020. - С. 197-200.

2. Ларина, Г. Н. Социально-психологические аспекты свободы подростковых групп / Г. Н. Ларина //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. - № 1 (61). - С. 354-358. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4396 (дата обращения: 20.12.2022)

3. Ларина, Г. Н. Студенческий психологический клуб как модель психологической службы системы образования региона / Г. Н. Ларина // Вестник практической психологии образования. - 2019. - № S4 (4). - С. 104-110.

4. Ларина, Г. Н. Типы свободы группы на ориентировочном этапе совместной деятельности / Г. Н. Ларина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 2 (58). - С. 309-313. -URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3989 (дата обращения: 20.12.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.